Храмы села Иваньково

Ещё со школьной скамьи каждый из нас знает, что любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине. Но только спустя годы начинаешь по-настоящему понимать смысл этих слов. Малая родина… Точка на карте района. Простое название, в которое вошло самое распространенное когда-то на Руси мужское имя. Иваньково. Казалось бы, ничего особенного нет в этом селе, оно такое же, как сотни других. Но когда оказываешься здесь, или просто проезжаешь мимо, сердце начинает биться чаще. Это и есть моя малая родина, где бы я ни находилась, частичка моей души навсегда останется в Иванькове, с людьми, рядом с которыми прошло мое детство. Именно им, моим землякам, я, в первую очередь, посвящаю свою статью.

Так сложилось исторически, что в селе обычно был один храм. Об этом свидетельствуют материалы Государственного архива Тульской области.
Со временем могли устраиваться новые приделы, помимо основного. История села Иваньково, помимо всего прочего, интересна тем, что до 1849 года здесь проходили службы сразу в двух храмах: Святоникольском (у кладбища) и Петропавловском. Оба они были деревянными.

Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая освящен 14 ноября 1764 года тщанием прихожан. В Клировых ведомостях читаем: «Церковь зданием деревянная, с таковою же колокольнею, покрыта тесом». В ней имелся один холодный (то есть, неотапливаемый) престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря. При церкви находилось кладбище. Этот факт помогает определить, на каком месте располагался храм, так как, до недавнего времени, кладбище в селе было одно.

Согласно Клировой ведомости за 1829 год, к приходу Святоникольского храма относились крестьяне трех деревень (Сидоровское, Пилюгино, Восемское) генеральши Марии Васильевны Талызиной и раскольники. В количественном отношении он был следующим: в 93 дворах проживало 317 мужчин, 417 женщины. Раскольников женского пола – 25, мужского – 11.

Церковь во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, согласно данным Государственного архива Тульской области, построена по сгорении старой в 1790 году тщанием прихожан, зданием деревянная с такою же колокольней. В храме было два придела: холодный (главный) во имя Св. Петра и Павла и также холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьячка и пономаря (по состоянию на 1829 год). Прихожанами храма были крестьяне надворной советницы Н. В. Бестужевой, старообрядцы и перекрещенцы. В 91 дворе проживали 377 мужчин и 375 женщин.

В 1849 году Святоникольская церковь была приписана к Петропавловской и перенесена в неё утварью. Хотя службы в ней по-прежнему проходили при погребении, в дни поминовения, а иногда и по праздникам.

Шли годы. Деревянное здание храма во имя Св. Петра и Павла время от времени требовало ремонта. В 1903 году «тщанием благотворителей, но особенно московской купчихи Александры Иосифовны Тарасовой», в Иванькове был построен храм, зданием каменный, с таковою же колокольней, покрытый железом. Старое деревянное здание церкви сохранили. Престол в новом храме был один, теплый, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Согласно изданию «Новый Кеппен «Приходы Тульской Епархии, по данным Клировых ведомостей 1915-1916 гг», в приход Петропавловской церкви входило несколько деревень (Восемская, Сидоровское, хутор Хутора при селе) и само Иваньково.

В 1905 году церковь «внутри окрашена, положена стенная живопись на средства московских купцов Н.А.Герасимова и Т.А.Котова». Роспись храма была выполнена известным московским мастером И.И. Снегиревым.

В советский период деревянные здания Николаевской и Петропавловской церквей были утрачены.

Судьба каменного здания Петропавловского храма после революции мало отличалась от судьбы других церквей нашей страны. В годы коллективизации (середина 30-х годов) церковь была закрыта, службы в ней прекращены. На протяжении многих лет помещение использовалось как склад. Здание церкви простояло около 60 лет без всякого ремонта. В конце 80-начале 90-х годов XX века, проезжая мимо церкви, можно было увидеть печальное зрелище: на величественном здании храма росли березки.

В 1993 году, по многочисленным обращениям местных жителей, помещение церкви было возвращено Русской Православной Церкви. 12 июля 1994 года богослужения в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла восстановлены. Именно тогда состоялось освящение церкви. Это был настоящий праздник как для жителей Иваньково, так и для гостей из Богословского, Захарьина, Климовского, поселка Есуковский, Жерновки, Белугина, Ясногорска. Освящение было проведено по благословению Высокопреосвященнейшего Алексия – архиепископа Тульского и Белевского. На празднике каждый прихожанин получил в подарок небольшую икону Петра и Павла.

Иваньковцы с радостью и гордостью говорили о вновь обретённой церкви. Все ремонтные работы в храме проведены силами и на средства прихожан.

В 2004 году Петропавловская церковь включена в список выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность, с рекомендованной категорией охраны «объект регионального значения». Но и по сей день церковь существует только благодаря пожертвованиям прихожан и благотворителей.

Каждый, кто хотя бы раз бывал в Иванькове, наверняка согласится с тем, что место для храма наши предшественники выбрали особенное. Откуда бы вы ни въезжали в село: из Каширы или из Ясногорска, — первое, что вы увидите, — купол церкви во имя Петра и Павла.

Конечно, за два с небольшим десятилетия, прошедших с момента возобновления богослужения в храме, полностью не изменилось сознание местных жителей. Но уже тот факт, что церковь не разрушили, сохранили для потомков, говорит о многом. Возможно, со временем, мы будем серьезнее относиться к вопросам веры и сможем оценить её роль в своей жизни, как это сделал в свое время А.С Хомяков: «Личность, чтобы раскрыть себя в полноте и силе, должна быть связана с церковью».

Ну, а пока и для большинства иваньковцев, и для тех, кто сюда приезжает, храм, прежде всего, — след времен минувших, напоминание о людях, которые, создав его 114 лет назад, увековечили свои имена в истории села.

При подготовке публикации использованы материалы ГАТО и статья Ларисы Борисовой «Настало время покаяния» (газета «Ясногорье», №1 от 1 января 2005 года).